История

История города ХельсинкиИстория Хельсинки (Helinki) восходит к 1550 г. Именно в этом году шведский король Густав Ваза (Gustav Vasa) в устье реки Вантаа (Vantaa) основал город Helsingfors (по имени земель в этой местности – Helsinge и водопада неподалеку, «fors» – на шведском «водопад»). Город был основан, как противовес ливонскому Ревелю (Revel) – современному Таллину (Tallinn) - в борьбе за торговое первенство на Балтийском море. Однако город не смог развиваться – гавань была слишком мелка, что затрудняло доступ сюда крупным кораблям.

В 1640 г. в правление шведской королевы Кристины по указу наместника Финляндии генерал-губернатора Питера Браге (Per Brahe) город перенесли на пять километров южнее, ближе к морю на мыс Виронниеми (Vironniemi), то есть туда, где впоследствии и сложился исторический центр города. Однако первые 200 лет жизни Хельсинки оставался в тени для крупной политики, многократно подвергался пожарам, эпидемиям и вражеским нашествиям. Например, эпидемия чумы в 1710 г. унесла большую часть жителей – в живых осталось всего 387 человек.
 
Следующим поворотным моментом в истории Хельсинки стал 1748 г., когда шведский парламент в целях противостояния России принимает решение о строительстве мощной морской крепости вокруг Гельсингфорса – Свеаборг (Sveaborg), или, по-фински, Виапори (Viapori). Свое современное название – Суоменнлинна (Suomenlinna, по-фински «финская крепость») крепость получила в 1918 г., после обретения Финляндией независимости. После постройки крепости Хельсинки начал богатеть, торговля и мореходство достигли новых масштабов. К началу XIX в город имел 3500 жителей, но был почти целиком деревянным и не имел четкой планировки.
 
В 1809 г., после поражения Швеции в последней русско-шведской войне 1808-09 гг., закончился более чем 650-летний период шведского господства – Великое княжество Финляндское перешло «в собственность и державное обладание Империи российской». А через три года, 12 апреля 1812 г., крохотный провинциальный Гельсингфорсъ проснулся столицей. И причины этого решения вполне объяснимы. Расположение Хельсинки по отношению к столице империи Санкт-Петербургу было более выгодно, чем расположение предыдущего главного города Турку (финск. Turku, шведск.. A(.bo), ориентированного на бывшую метрополию – Швецию. К тому же Свеаборг (Виапори) надежно контролировал мореходство на Финском заливе. Да и самому императору Александру I, наверняка, хотелось повторить успех петровского опыта по строительству блистательного Санкт-Петербурга.
 
В целях превращения Хельсинки в парадную столицу княжества Финляндского начинается стремительная организованная застройка города под чутким руководством военного инженера Йохана Альбрехта Эренстрёма (J.A.Ehrenstro"m ,1762-1847) в творческом союзе с архитектором Карлом Людвигом Энгелем (C. L. Engel, 1773-1840).
 
Вскоре Хельсинки становится и образовательным центром страны. Сюда, после мощного пожара в Турку (в 1827 г.), была перенесена Академия, получившая название Александринского Университета.
 
В 1862 г. была проложена первая железная дорога до Хямеенлинны (финск. Ha"meenlinna, шведск. Tavastehus), в 1870 – до престольного Санкт-Петербурга.
 
Уже к середине XIX в Хельсинки стал популярным местом отдыха петербургской знати. Дело в том, что на выезд за пределы Российской империи был наложен монарший запрет – Николай I опасался заговоров и революционных течений, которыми буквально наводнена была Европа 30-х гг. XIX столетия. Тогда-то и решено было организовать курорт для русского высшего света в Гельсингфорсе – Кайвопуйсто (фин. Kaivopuisto – парк источника). Стало модно ездить сюда «на воды» и удивлять финнов невиданными нарядами и немыслимыми тратами. А в питерских салонах зазвучали рассказы о милой чухонской столице, до которой, оказывается, не так уж и далеко. Разумеется, в Кайвопуйсто не было природных минеральных источников – обычная артезианская скважина, куда по специально разработанному проекту добавляли газ. Однако, как утверждали очевидцы и завсегдатаи курорта, среди которых был и известный редактор популярной в свое время «Северной пчелы» В.Ф.Булгарин, в Кайвопуйсто было «не хуже прославленных карлсбадских источников». Расцвету «источников» положили конец холера и Крымская война, после чего былой славы воды себе не вернули – да и за границу дворян стали наконец выпускать.
 
Впрочем, Хельсинки продолжил развиваться. В 1852 г., после более чем 20-летнего строительства, на Сенатской площади был построен Никольский собор, ныне знаменитый как Кафедральный собор Хельсинки. А в 1868 г. был построен крупнейший в Западной Европе Успенский православный собор. Уже к 1900 г. Хельсинки стал самым крупным городом страны – его население перевалило за 100 000 человек.
 
После обретения Финляндией в 1917 г. независимости, основанием чему послужил Декрет Ленина о праве наций на самоопределение, и страна, и ее столица начали писать свою собственную, теперь уже ни от кого независящую историю.
 
XX столетие писано не только драматичными событиями, такими как Зимняя война (Talvisota) 1939 г. и так называемая война-реванш или война-продолжение (Jatkosota) 1941-44 гг., в ходе которых город подвергался интенсивным воздушным налетам, но и такими благотворными событиями, как Летние Олимпийские игры в 1952 г., знаменательное Хельсинкское совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием представителей 35-и государств в 1975 г., вступление Финляндии в Европейский союз в 1995 г. Присоединение Финляндии к Шенгенскому соглашению в 2001 г. позволило «открыть границы» для имеющих «шенгенские визы», а Хельсинки стать туристической меккой.
 
К тому же в Хельсинки есть на что посмотреть: еще 2000 году, за год до вступления в Шенген, словно в подарок в 450-летнему юбилею, город был объявлен одной из девяти культурных столиц Европы. Ну и нельзя упустить еще одно знаменательное событие, благотворно отразившееся на развитии города, – это победа финской группы «Лорди» (Lordi) на «Евровидении» в 2006 г. А на следующий, 2007 г., Кауппатори (Kauppatori) приняла на свою мостовую толпы гостей, приехавших со всей Европы посмотреть на выступления участников знаменитого музыкального конкурса.
 
Сегодня Хельсинки – типичный город XXI в, обладающий всеми удобствами ультрасовременной инфраструктуры и сохранивший чистоту первозданной северной природы.

 

Интересные туры

Однодневный тур в Нарву
Тур в Нарву

Стоимость: 800р.
Тур в Иматру на 1 день
Тур в Иматру

Стоимость: 750р.

Ближайшие поездки в Финляндию
Заявка online
Код проверки
Курс валют
1 USD = 56.5925 руб
1 EUR = 69.1730 руб